Как запаять радиатор охлаждения
Содержание
- 1 Классификация систем охлаждения
- 2 Для чего нужен радиатор охлаждения
- 3 Как работает системы охлаждения двигателя
- 4 Причины разрушения автомобильного радиатора
- 5 Как найти место протечки в системе охлаждения
- 6 Ремонт алюминиевого и медного радиаторов
- 7 Как правильно запаять медный радиатор
- 8 Как правильно запаять алюминиевый радиатор
- 9 Принцип и технологические особенности процесса пайки
- 10 Как правильно запаять медный или алюминиевый радиатор
- 11 Как запаять радиатор охлаждения в домашних условиях
В процессе работы двигателя система охлаждения подвергается нагрузкам различного характера. В результате действия разрушающих факторов появляются различные повреждения.
Для ремонта системы охлаждения требуется пайка элементов. Процесс пайки проводится по определенной технологии. Для качественной пайки нужны особые инструменты и материалы.
О том, как правильно запаять радиатор охлаждения, и какие материалы для этого необходимы, расскажет наша статья.
Классификация систем охлаждения
Существуют несколько типов систем охлаждения двигателей:
- воздушная;
- жидкостная;
- комбинированная.
Для работы воздушной системы используется поток наружного воздуха. Используется в моторизованном транспорте с двигателями небольшой мощности.
В жидкостной системе нагретый двигатель охлаждается специальным теплоносителем. Большинство двигателей современных автомобилей оборудованы такой системой охлаждения.
Комбинированная система объединяет работу жидкостной и воздушной систем. Используется для работы силовых установок большой мощности. Широко применяется на предприятиях энергетического комплекса.
![Классификация систем охлаждения Классификация систем](/wp-content/uploads/2018/04/vozdushnoe-ili-vodjanoe.jpg)
Для чего нужен радиатор охлаждения
Радиатором называют устройство для охлаждения двигателя. Это устройство является основным элементом системы охлаждения.
Система охлаждения состоит из верхнего и нижнего контуров. Контуры представляют собой стальные трубы прямоугольного или круглого сечения. Они предназначены для ввода и вывода теплоносителя.
Между контурами расположена металлическая решетка. Ячейки решетки имеют форму тонких пластин или трубок. Решетка предназначена для равномерного распределения и охлаждения теплоносителя.
Различные повреждения металлической решетки требуют проведения пайки пластин и трубок радиатора.
Как работает системы охлаждения двигателя
Охлаждающая жидкость от двигателя входит в верхний контур системы. При входе в систему теплоноситель имеет высокую температуру. По ячейкам решетки горячий теплоноситель спускается в нижний контур.
На пути из верхнего контура в нижний теплоноситель остывает. Охлаждение происходит в результате прохода охлажденного воздуха сквозь решетку. Остывшая жидкость из нижнего контура подается к двигателю. Для принудительного охлаждения двигателя используется вентилятор.
В качестве теплоносителя используется вода либо смесь воды с этиленгликолем (антифриз). Такие смеси не замерзают даже при температуре -40° С. При отрицательных температурах наружного воздуха антифриз превращается в густую массу. Гелеобразная масса не разрушает систему охлаждения при замерзании.
Применение антифриза позволяет использовать жидкостную систему охлаждения в зимнее время.
Причины разрушения автомобильного радиатора
В процессе работы элементы системы охлаждения могут получить различные повреждения. Различают следующие причины появления повреждений:
- механические;
- химические;
- термические.
Механические причины вызваны действием на решетку ударов при ДТП, попадания дорожных камней, наездов на различные препятствия.
Химические неисправности вызваны воздействием коррозийных процессов на внутренней и наружной поверхностях радиатора.
Неисправности термического характера возникают в результате образования накипи на внутренних стенках устройства.
В результате протечек происходит частичная или полная потеря охлаждающей жидкости. Уменьшение количества охлаждающей жидкости приводит к перегреву агрегатов и высокой вероятности выхода двигателя из строя.
Для предотвращения нарушений в работе системы охлаждения применяется пайка радиаторов.
Как найти место протечки в системе охлаждения
Неисправности системы охлаждения выявляют в процессе технического обслуживания и ремонта автомобиля.
Для выявления повреждений радиатор снимают с места установки. Через специальное отверстие сливают теплоноситель в заранее приготовленную емкость. Для слива теплоносителя устройство несколько раз переворачивают и встряхивают.
Для обнаружения протечек используют два основных способа:
- визуальный;
- инструментальный.
Визуальный метод заключается в выявлении повреждений в ходе осмотра агрегатов. Место протечки определяют по характерным следам на решетке либо других элементах системы охлаждения.
Инструментальный метод проводится с помощью различного диагностического оборудования. При обнаружении протечки аппаратура издает световой и звуковой сигнал.
Ремонт алюминиевого и медного радиаторов
Материалом для изготовления большинства устройств служит медь и алюминий. Эти металлы отличаются высокой теплопроводностью и стойкостью к действию высоких температур.
Особенности медной пайки
Радиаторы из меди обладают характерным красно-розовым оттенком. Изделия из меди легко поддаются пайке. Простота процесса позволяет ремонтировать изделия из меди в домашних условиях.
Недостатком меди служит подверженность коррозии и высокая стоимость.
Особенности алюминиевой пайки
Алюминий обладает высокой антикоррозийной стойкостью и небольшим весом. Изделия из алюминия имеют серебристый цвет.
Особенности химических свойств алюминия затрудняют процесс пайки изделий из этого металла. Ремонт алюминиевых радиаторов в домашних условиях вызывает большие трудности.
Материалы и инструменты для пайки
Для пайки автомобильных систем охлаждения используется стандартный набор инструментов и материалов.
Как правильно запаять медный радиатор
Для проведения работ потребуются следующие инструменты и материалы:
- Паяльный инструмент.
- Сплав для паяния (припой).
- Растворитель (ацетон).
- Флюс или канифоль.
- Пассатижи.
- Кисточка.
- Металлическая щетка.
- Мелкозернистая наждачная бумага.
В качестве паяльного инструмента применяют электрический паяльник с мощностью не менее 100 Вт или газовую горелку.
Для пайки медного радиатора своими руками применяют два типа паяльников. Для ремонта больших по площади повреждений используют паяльники с широким наконечником. Для заделки небольших неисправностей – с узким наконечником.
Пассатижи предназначены для удаления разрушенных элементов решетки.
Растворитель необходим для обезжиривания поверхности.
Металлическая щетка нужна для грубой очистки решетки от грязи и ржавчины.
Наждачная бумага требуется для очистки места повреждения от металлической пыли и продуктов плавления.
Кисточка предназначена для нанесения канифоли или флюса. Эти материалы используются для лучшего сцепления припоя с поверхностью металла.
Для пайки медных радиаторов используют оловянно-свинцовые припои марок ПОС-60 и ПОС-61.
Как правильно запаять алюминиевый радиатор
На вопрос автолюбителей, можно ли запаять алюминиевый радиатор охлаждения своими руками, эксперты отвечают положительным ответом.
Для пайки алюминия потребуются:
- Паяльный инструмент.
- Сплав для паяния (припой).
- Растворитель (ацетон).
- Флюс или канифоль.
- Железные опилки.
- Огнеупорная емкость (тигель).
- Пассатижи.
- Кисточка.
- Металлическая щетка.
- Мелкозернистая наждачная бумага.
Для пайки изделий из алюминия используют следующие виды припоя:
- для ремонта мелких трещин – олово плюс свинец (марка ПОС-40);
- для ремонта крупных трещин – олово плюс висмут (марки ПОСВ-33 и ПОСВ-50).
Для приготовления флюса потребуется:
- Канифоль – 2 части.
- Железная стружка – 1 часть.
Канифоль и опилки тщательно перемешивают. Полученный состав помещают в тигель. Емкость с флюсом разогревают на открытом огне. После остывания флюс готов к использованию.
Для приготовления железных опилок используют ножовку по металлу с мелким зубом. Опилки из железа предназначены для разрушения алюминиевой оксидной пленки при нанесении припоя на металл.
Принцип и технологические особенности процесса пайки
Процесс пайки зависит от материала радиатора. Медь хорошо поддается пайке. Никаких сложностей в процессе работы с медью не возникает.
Отличие пайки алюминия заключается в особенностях его химических свойств. При взаимодействии с кислородом на поверхности металла возникает оксидная термоустойчивая пленка. Поэтому при пайке алюминия используются ряд дополнительных операций по удалению оксидной пленки. Удаление пленки способствует прочному соединению припоя с поврежденной поверхностью.
Перед тем, как запаять медный или алюминиевый радиатор, очищают внутреннюю поверхность устройства от накипи. С помощью металлической щетки удаляют загрязнения с его наружной поверхности.
Очистка радиатора от накипи
Для удаления накипи используют специальные чистящие средства. В домашних условиях используют раствор лимонной либо уксусной кислоты. Чистящий раствор готовят из расчета на 500 мл воды 1-2 столовые ложки кислоты.
Для очистки от накипи чистящий раствор заливают в радиатор. После нескольких минут ожидания устройство встряхивают и удаляют раствор. При необходимости процедуру повторяют несколько раз.
Для повышения чистящего эффекта решетку снаружи подогревают с помощью газовой горелки.
Очистка радиатора от грязи
Для удаления загрязнений с наружной поверхности используют металлическую щетку. Загрязнения от нефтепродуктов удаляют с помощью специальных чистящих средств.
После очистки радиатор ополаскивают чистой водой и тщательно высушивают на открытом воздухе. При работе в помещении используют обдувку установки струей горячего воздуха.
Как правильно запаять медный или алюминиевый радиатор
После очистки от накипи и загрязнений выполняют следующие операции:
- Зачистка места повреждения наждачной бумагой.
- Обезжиривание ацетоном.
- Нагревание места пайки открытым пламенем.
- Наложение слоя канифоли
- Обработка места пайки флюсом.
- Укладка и плавка припоя.
Нагрев места повреждения проводят с особой осторожностью. При недостаточном нагреве припой не прилипнет. При перегреве быстро испаряется паяльная кислота. При достаточном нагреве происходит вскипание и постепенное испарение паяльной кислоты.
Припой толстым слоем наносят на место повреждения. Круговыми движениями паяльника осторожно втирают смесь в поверхность.
Если припой не прилипает к поверхности, место пайки повторно очищают и процедуру пайки повторяют.
Проверку работоспособности прибора осуществляют повторным погружением в воду.
Как запаять радиатор охлаждения в домашних условиях
Для обнаружения места протечки в домашних условиях действуют иным образом. Закрывают все входы и выходы в патрубках пробками из гидроизолирующих материалов.
Народные мастера придумали надевать на выходы патрубков куски велосипедных камер. Для защиты от пропускания воздуха резину завязывают узелком. На один выход надевают кусок камеры с соском. Для нагнетания воздуха используют велосипедный насос. Местоположение протечки определяют по месту появления воздушных пузырьков.
Дальнейший ход работ выполняется по известной схеме:
- Очищенную решетку укладывают на ровную горизонтальную поверхность.
- С помощью кисточки смазывают нагретое место паяльной кислотой.
- Паяльником наплавляют припой.
- Равномерно распределяют припой по поверхности повреждения. Работу выполняют до полного заполнения повреждения припоем.
После выполнения пайки устройство испытывают погружением в емкость с водой.
В случае большого количества повреждений необходимо обратиться в специализированную мастерскую либо подумать о покупке нового радиатора.